Можно ли легализовать миллионы самозанятых граждан?
Можно ли легализовать миллионы самозанятых граждан?
Самозанятая часть населения — огромный «кусок налогового пирога», на который претендует власть. По некоторым данным, количество граждан, относящихся к данной категории, составляет порядка 20 миллионов человек, которые работают без юридического статуса, а, значит, не платят налоги. О том, как исправить ситуацию государство давно ломает голову, что неудивительно, с учетом масштабности задачи. И претензии власти понятны — люди оказывают услуги, получают за них плату, а государство с этого ничего не имеет. Есть ли возможность организовать процесс таким образом, чтобы самозанятые легализовались и платили налоги без принуждения? На первый взгляд, утопичная идея, но пути ее реализации все же есть.
В чем заключается проблема и как ее решить?
Многим долго оставалась неясной суть проблемы, так как граждане, относящиеся к категории самозанятых, у многих ассоциировались с представителями бизнеса и формально соответствовали требованиям, предъявляемым к индивидуальным предпринимателям. На самом деле, это два совершенно тождественных понятия, поскольку ИП является организатором бизнеса, а самозанятые граждане — это простые исполнители, выполняющие определенные виды работ в частном порядке ради получения основного или дополнительного заработка.
К ним относятся водители такси, работающие на личном транспорте. Они могут состоять в штате автопарка, либо нет. Так или иначе, водители не видят смысла регистрировать ИП и «пробираться через бюрократические дебри», чтобы получать прибыль. Именно несовершенство административной системы заставляет многих таксистов оставаться в тени: посещение налоговой, сбор и оформление документов, а после необходимость составления, сдачи отчетности и прочие проволочки пугают и делают серое поле комфортнее. Единственный недостаток такого положения — нет возможности получать банковские кредиты и справки о доходах.
Как решить задачу?
Над решением этой задачи в Министерстве финансов долго ломали голову и пришли к выводу, что обложить налогами самозанятых водителей такси можно. Самый эффективный метод, по мнению представителей власти — введение транзакционного налога. Это позволит утвердить статус таксистов и определить сумму ежемесячных выплат, исходя из задекларированной прибыли. Помощь в реализации данного решения оказывает приложение, аналогичное Яндекс.Такси, которое объяснит выгоды налоговых выплат, а также поможет наладить комфортное взаимодействие с налоговой.
Таким образом власть хочет показать, что готова отказаться от традиционной системы административно-контрольного типа и кардинально поменять свою позицию в отношении самозанятых граждан. Новая схема является инновационной по нескольким причинам:
- Около 2 миллионов человек получат совершенно новый пользовательский опыт;
- Государство готово полностью пересмотреть свою позицию относительно налоговых платежей — отказаться от традиционной системы налогообложения и геймифицировать процесс взаимодействия с налогоплательщиками.
С одной стороны, данная схема является оптимальной, поскольку у государства нет другой возможности заставить самозанятых граждан легализовать свою деятельность, а с другой она показывает готовность властей перевести экономику на цифровые рельсы.
Пора праздновать?
Инновационная схема налогообложения самозанятых граждан на примере водителей такси кажется безупречной, однако, это лишь часть программы, которую собирается реализовать государство. Второй шаг — обеспечение водителей работой. То есть, если таксисты (а по их примеру и другие самозанятые граждане) будут честны перед своим государством, оно, в свою очередь готово обеспечить их реальной работой и сделать такое сотрудничество обоюдовыгодным. В рамках этой идеи будут внедрятся таксомоторные агрегаторы на примере приложения Яндекс.Такси. Как показывает практика, пользовательский спрос и количество предложений на таких платформах постоянно растет, поэтому власть может либо игнорировать эту экономическую отрасль, либо использовать ее себе во благо.
Увеличение объема услуг — реалистичная схема и оптимальное решение?
Одна из задач, которая стоит сейчас перед государством — увеличение объема услуг такси в кратчайшие сроки. Ее решение довольно простое: дать возможность агрегаторам выступать в качестве посредника, оплачивая доход водителя при условии его регистрации без удержания социальных взносов. В настоящее время общее количество социальных отчислений от предпринимательской деятельности составляет 43 процента. Это достаточно много и самозанятые водители предпочитают производить расчеты наличными деньгами и эту процедуру государство никак не может проконтролировать.
Если же пользоваться агрегатором таксомоторных услуг, то можно будет избежать социальных отчислений, что намного выгоднее для водителей такси. Данная схема также предлагает приятный бонус: предоставление работы студентам, пенсионерам и гражданам из других городов.
В заключение
Сегодня данная тема является более, чем актуальной в связи с принятием правительством решения о повышении пенсионного возраста до 63 и 65 лет. Несмотря на очевидное преимущество опытных работников в возрасте от 50-ти лет, которые обладают достаточными навыками для безупречного выполнения профессиональных обязанностей, работодатели предпочитают трудоустраивать молодых специалистов. Это неудивительно, поскольку молодые таксисты быстро учатся и обходятся для бизнеса намного дешевле, чем опытные водители. По этой причине сейчас остро стоит проблема трудоустройства возрастных специалистов, решить которую поможет внедрение платформ агрегаторов.