Как русские в Нью-Йорке зарабатывают на арендованных такси

«Если тебе не хватает денег, то пойди на курсы бухгалтеров, программистов, научись чему-нибудь, но не забудь про желтый кэб»

У Нью-Йорка есть несколько символов. Один из них – yellow cab. Это те самые жёлтые такси, на которых здесь зарабатывают деньги выходцы из десятков стран мира. В фильме Deadpool косвенно затронули эту тему, показав, как бедный индус Допиндер сводит концы с концами, перевозя простых американцев на арендованном такси по улицам мегаполиса. Выходцев из Индии, Непала, Пакистана, Бангладеш и даже экзотического Гаити здесь множество. Столько же граждан бывших советских республик и государств развалившегося в конце прошлого тысячелетия социалистического лагеря.

Американцы называют народы постсоветского пространства ёмким Russians, не деля на украинцев, белорусов,  татар, казахов, армян, украинцев. Это позволило выработать настоящее единство. Многие люди поколениями работают на арендованных автомобилях такси, дорожат  своей репутацией. И при этом не «еле сводят концы с концами», а ведут весьма нормальный, а порой и обеспеченный, респектабельный образ жизни. Некоторые добились такого впечатляющего успеха своим многолетним трудом, став владельцами таксомоторных парков и набирая для работы чаще всего соотечественников, готовых работать водителями такси на арендованных авто.

Успешных русских эмигрантов, получивших деньги и власть в своей сфере, называют Russian Taxi Kings. Предприимчивые граждане не тратили деньги на развлечения и алкоголь. Годами они копили сбережения, искали единомышленников, а теперь зарабатывают миллионы на частном извозе.

Работа только для эмигрантов?

Долгое время большой удачей считалось владеть жёлтым такси, если ты живёшь в Нью-Йорке. Это столица бизнеса всея Америки, манящая миллионы людей со всех концов земного шара. На такси тут ездят даже респектабельные граждане, у которых в гараже стоит Роллс-Ройс.

Не удивительно, что за «медальон» – разрешение вести собственный бизнес  — приходилось заплатить огромные деньги. Такая сумма по карману далеко не всем. Требовались долгие годы или обращение в кредитные организации. Нюанс в том, что количество автомобилей, работающих в такси, в Нью-Йорке строго регламентировано. И войти в эту индустрию можно лишь выкупив чей-то таксистский бизнес. Разумеется, это постоянно подстегивает стоимость вхождения в индустрию.

К примеру, Дмитрий приехал в мегаполис в суровые девяностые. Работе в такси он отдал около двадцати лет. Лишь недавно наш бывший соотечественник сменил сферу деятельности на более прибыльную. Фамилии мы принципиально называть не будем. Об этом просили сами герои рассказа.

Впервые он арендовал авто под такси ровно 20 лет назад, в кризисный 1998й. Он был молод, надеялся быстро заработать на собственный медальон. Чтобы сумма аренды такси не была слишком большой, одну машину делили на троих. Одна неделя эксплуатации обходилась им в 1200 USD – по 400 на каждого. Время выезда определяли по возможностям и личным планам. Когда кому-то нужно было выйти в ночь, остальные выбирали, кто поедет утром, а кто – в дневное время.

Плюс в том, что хозяевам парка было не важно, кто будет управлять арендованным авто. Главное – платить вовремя, содержать её в порядке и не нарушать правила. Нет проблем у начальства – все довольны. Строгих требований к водителю такси не было. Его не просили выучить английский на уровне носителей языка. Получить местные права и лицензию достаточно, чтобы выйти на работу. На получение последней уходила неделя, а выдавали её в местной школе. У документа своеобразное название Hack License.

Каково россиянину без знания языка посреди крупнейшего американского города? Сначала кажется, что языковой барьер не позволяет полноценно работать водителем такси. Но достаточно выучить десяток основных фраз для общения с пассажирами и полицией, проверяющей его документы.

Михаил – коллега нашего героя, приехал в Штаты в тот же временной период. Он признаётся, что вариантов было мало. Люди ехали почти без денег, и работать в такси на арендованном автомобиле было единственным решением. Проблема была в том, что выезжая из СССР горбачёвской эпохи, люди могли ввозить не более $200. Их ни на что не хватало, и требовалось быстро найти работу. Времени на обучение и подготовку было в обрез, а отсутствие сбережений требовало поиска срочных решений.

Часть русскоязычных таксистов принимала решение оставаться в США и копить на медальон. У Дмитрия на эту задачу ушло десять лет жизни и ежедневного тяжёлого труда. Заветное разрешение обошлось ему в 400 тысяч долларов.

Как стать долларовым миллионером?

То, что мы называем термином медальон, это специальное разрешение, выдаваемое Комиссией по лимузинам и такси Нью-Йорка. Специфическая бизнес-модель в этой сфере существует десятилетиями, не меняясь под влиянием времени. Вы можете купить такое разрешение или арендовать лицензию для работы в такси. Став владельцем, можете забыть о работе, зарабатывая на «прокате» места за рулём. Дмитрий сумел добиться желаемого, вскоре медаль приносила ему $2500/месяц. пассивного дохода.

Как уже говорилось ранее в нашей статье, выпуск медальонов лимитирован. Правило ввели за 80 лет до описанных событий, во времена Великой депрессии. Тогда десятки тысяч граждан и гостей страны решили улучшить финансовое положение, арендуя машину такси, и обрушили рынок. В один момент предложений стало больше, чем требовалось пассажирам. Выручка катастрофически упала, сектор рынка едва не прекратил существование под давлением обстоятельств и массовых банкротств. К 1937 нашли решение, создав строгий лимит на разрешения, не менявшийся до 1996. Тогда их было 11787, сейчас несколько больше.

Появился отдельный бизнес – посредничество между TLC (департаментом, выдающим медали) и соискателями. Закон позволяет купить, продать, сдать или взять в аренду, а людей, помогающих в этом деле, называют брокерами.

Плюс – стабильность прибыли для водителей такси, минус – резкий рост цены. В 1947 получение заветного права стоило соискателю 2500 долларов. К 2013 сумма выросла до 1,32 миллиона.

Всё могут короли такси?

Среди американских таксистов, владеющих заветным «ярлыком от хана» чуть больше трети самостоятельно водят авто. Остальные автомобили (около 58%) принадлежат частным фирмам, сдающим транспорт в аренду под такси, получая доход от оплаты эксплуатации. Эти данные были опубликованы в Bloomberg.

Первые лица элиты нью-йоркского бизнеса частного извоза, это эмигранты из СССР Саймон Гарбер и Евгений Фридман. До недавнего времени они правили балом, зарабатывая только законными методами до 5 миллионов долларов в месяц.

Петербуржец Фридман и одессит Гарбер начали развивать бизнес раньше наших героев. Стартовав в восьмидесятых, они в 2000-х заработали десятки миллионов долларов, скупая и сдавая в аренду медальоны по завышенной цене.

Фридман не скрывал, что пользовался спекулятивными схемами, искусственно повышая цену медальонов на рынке. На пике успеха в его собственности находилось до 900 медалей, а «коллега» владел в разное время от 275 до 500. Некоторое время назад Фортуна отвернулась от Фридмана. Часть транспорта забрали кредиторы, а 800 медальонов забрали чиновники из TLC. Короля свергли с трона, занимаемого десятки лет. Суть проблемы проста – медальоны были куплены на деньги, взятые у кредиторов. Последние решили, что устали ждать и предъявили законные требования.

История одного медальона. Как менялись цены

До 2011 казалось, что бизнесу королей, да и просто успешных предпринимателей в сфере такси ничего не грозит. Подтверждала это и пиковая цена в 2013. Но все участники этого процесса упустили важную деталь – приход на рынок нового игрока – UBER.

Впрочем, началось всё не с конкуренции, а с того, что люди начали массово отказываться от бизнеса, терпя убытки и получая проблемы от банков и частных кредиторов. К 2016 купить медальон можно было за 300000 долларов. В кредит он стоил вдвое дороже.

Покупка медали в кредит происходит по тем же принципам, что ипотечное кредитование. Не заплатил вовремя – остался у разбитого корыта. Впрочем, есть рефинансирование и другие нюансы.

Весной 2017 года была зафиксирована нижняя планка цены – $241000. Это самая низкая цена за все 17 лет нового тысячелетия, и это был самый удачный момент войти в бизнес. Впрочем, буквально через месяц стоимость «вступительного взноса» вновь выросла, а сейчас находится в пределах от $300000 – 320000 до $800000.

А сколько зарабатывает простой водитель, арендуя машину?

Вернёмся к героям нашего повествования. Когда Дмитрий работал в такси на аренде, на смену он выходил сутки через сутки или сутки через двое. Средний суточный доход составлял до 600 долларов без учёта расходов.

К примеру, каждый месяц нужно было платить за медаль $3000, за страховку – 600, пара сотен на разные документы и столько же нужно платить, если делишь арендованный авто с другим водителем. Добавим бензин, до 6000 за аренду. Деля машину с одним или двумя товарищами, можно сократить расходы, а доход может достигать $9000 за 15 дней. Ещё 3000 приносит субаренда. При всех вычетах выходит $60000 в год чистыми. Михаил сумел выйти на 90000 за аналогичный срок.

Звучит красиво, но многие забывают, что это двенадцатичасовой рабочий день с небольшими перерывами на обед в ближайших фастфудах. Вы в чужой стране, язык знаете на уровне простых фраз, необходимых для общения с представителями парка, чиновниками, полицейскими и пассажирами. При этом вы в любой момент можете что-то нарушить, получив штраф или разбить арендуемую машину в аварии. Наивно считать, что путь этих людей был простым, а заработок лёгким.

А потом пришёл UBER

Когда на рынке появляется новый сервис, массово захватывающий сектор, занимаемый людьми 20 – 30 лет, ситуация резко меняется.

Интересно, что сотрудники таксопарков, возмущаются вовсе не новой службой, а требованиями работодателей. Они там намного жестче, чем в UBER. Приходится приспосабливаться, искать новые подходы к клиентам.

Примеров недовольства много. Один из собеседников, ставших героями повествования – Альберт купил машину. Сейчас он возмущен тем, что его вынуждают приобрести автотранспорт с жёсткими ограничениями. К примеру, он может быть строго определённой марки. Для разрешения в UBER не имеет значения, модель и марка. Не придётся и платить $2000 в год за инспекцию. В жёлтых машинах нельзя держать телефон в салоне в то время, как конкуренты пользуются мобильным сервисом. Ещё одна разница – необходимость замены авто через пять лет, которой в «Убере» нет. Также на классических местных такси нет повышенного тарифа во время дождя, следовательно, их водители получат в плохую погоду меньше,

Так плохо или хорошо, что в Нью-Йорк пришла новая компания? Однозначного ответа нет. Плюс – устроиться стал проще. Минус – появились пробки. В прошлом году на дорогах города, помимо 13500 cab’ов оказались 20000 авто конкурирующего телефонного сервиса.

Возник закономерный вопрос – какой смысл в дополнительных автомобилях, если они сами создают дорожные проблемы? Автомобилисты возмущаются, что в такой обстановке проезжают за час несколько метров, пассажиры опаздывают на работу.

Слуга двух господ

Изначально нью-йоркские таксисты попытались извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Они пытались работать сразу на два фронта, принимая звонки UBER и развозя пассажиров по стандартной лицензии. Но со временем в компанию пришли новые люди, и желтые авто оказались не нужны. Конкуренция между местными таксопарками и владельцами популярного мобильного приложения не прекратилась, а отношение водителей к нему стало значительно хуже.

Насколько реально заработать миллионы сейчас?

Истории людей, описанные в этой статье – не выдумка. Они сумели найти место в новом для себя мире, честно заработать деньги. Работая в коллективе или бригадным подрядом, добиться успеха можно и сегодня. Но против вас сразу несколько обстоятельств:

  • Значительные ежемесячные расходы. Выше перечислена лишь часть. В неё не входят проживание и питание в одном из самых дорогих городов мира.
  • Налоги, сборы, штрафы.
  • Огромное количество конкурентов. Ежегодно тысячи иностранцев приходят в этот бизнес, желая прокормить семьи.

С одной стороны, UBER открыл двери бедным мигрантам. С другой – может оставить без средств к существованию сотни других людей, работавших в городе ранее. Сейчас под руководством Дары Хосровшахи сервис активно развивается в Штатах, угрожая вытеснить конкурентов.

Как выживать и богатеть в новых условиях? Преимущество современных россиян перед выходцами из СССР в возможности ввозить капитал. Он не ограничен парой сотен в кошельке. Скопив несколько тысяч (или десятков тысяч) условных единиц, шанс приехать и выйти в плюс в разы выше. Но суммы с шестью нулями вы увидите лишь после долгих и далеко не самых спокойных лет кропотливой, напряженной работы в самое разное время суток.

Труд таксиста во все времена был достаточно прибыльным, но и достаточно тяжелым. Миллионы не приходят с неба – в случае с этим бизнесом это совершенно точно.

Новости