Федерация автомобилистов России против агрессивных агрегаторов-монополистов

«Вот как раньше в Москве было: чтобы быстрее добраться, выходишь из метро и садишься в такси. А сейчас, чтобы быстрее добраться, выходишь из такси и идешь в метро»

Федерация автомобилистов возмущена высокими комиссиями и другими несправедливыми условиями для водителей такси в сервисах Gett, Uber и Яндекс.Такси. По их данным, таксисту приходится проводить до 18 часов за рулём, чтобы получить достойную оплату смены. С каждой поездки он отдаёт комиссию. Компании часто снижают тарифы, конкурируя друг с другом. То, что хорошо для пассажира, исполнителям оборачивается в мизерные доходы. У многих водителей такси аренда машины, горючее, налоги и сборы – значительные расходы, негативно отражающиеся на прибыли. Решить проблему просят С. Иванова. В настоящее время он является представителем президента РФ по экологии, охране природы и транспорту. Поэтому вопрос в его компетенции.

Правда о диспетчерских

Нередко в стране создаются мини-диспетчерские, не имеющие отношения к приёму заказов. Это фиктивные организации, подключающие водителей такси к сервисам. При этом от всех требуется оформиться в качестве юридических лиц, ИП.

О требованиях

Требования и запросы монополистов растут. Некоторые вполне понятны и логичны. К примеру, стаж 3 года, отсутствие проблем с законом. А вот лицензию Uber раньше не требовал. С весны 2016 всё изменилось.

Комиссии у компаний разные:

Яндекс.Такси – 23%;

Uber – 20%;

Gett – 25%.

Принцип работы современной транспортной системы пассажирских перевозок – долевой. Работает это просто. Онлайн-сервисы эксплуатируют авто и водителей для выполнения коммерческих заказов. В систему привлекаются не профи, а тысячи обычных людей, которым предлагается пройти подготовку, получить лицензию и начать возить людей. Гарантий нет, ответственность лежит на конечном исполнителе, оказавшемся за рулём. Тарифы формируются без учётов интересов работников. В них заложены только расходы на связь между пассажиром и водителем.

Особенности законодательства

Как бы вы ни относились к действующим законам, в сфере перевозок они понятны и точны. В них вообще не существует таких юридических формулировок, как «агрегатор» или «технологическая платформа», которой себя называют в Uber.

Любое лицо, принимающее заказы, является в соответствии с законодательными актами «нанимателем автомобилей легкового такси для доставки населения». Компании-агрегаторы занимаются именно этим, но ответственность за клиентов на себя не берут, и налоги платят с нарушениями.

К примеру, если клиент на авто компании пострадает в аварии, он не может предъявить материальные претензии сервису, приложением которого пользовался для вызова машины. Это нарушение действующего законодательства, рассмотрением которого займётся особая группа при администрации президента.

Обсудить необходимо правила формирования тарифов. Сейчас они учитывают только себестоимость вызова, а это около рубля. При этом водители такси теряют огромные суммы на растущих комиссиях. Авторы письма чиновникам считают, что это грабёж, который необходимо немедленно остановить.

Что делать таксопаркам?

Многие компании, сотрудничая с фирмами-агрегаторами, не могут официально оформлять людей, платить социальные и пенсионные платежи. Иначе им бы пришлось увеличивать комиссию минимум в два раза. С каждой тысячи заработанных рублей водители бы отдавали 500. Получается, что Uber и другие игроки большого рынка вынуждают идти на нарушение законов и уклонение от налогов.

Машин больше, чем пассажиров

Только в Москве работает 55000 авто, что превышает спрос в два с половиной раза. Нет потребности – не растут тарифы. До 50% всех работников на дорогах вынуждены стоять в ожидании вызова по часу и более. Водители вынуждены брать все заказы подряд и ездить по 16 часов в сутки, чтобы прокормить семьи.

Их расходы огромны – 1700 за аренду машины, 1500 – бензин, 1200 – комиссии. Это не говоря о еде и прочих повседневных нуждах.

Ещё одна проблема – непрофессионализм набираемого персонала. Нередко 8 из 10 работников таксопарка могут быть новичками. Они не местные, плохо ориентируются в городе. Спасает только навигатор.

Ответ онлайн-сервисов

Обвинения не остались без внимания. Упомянутые компании ответили, что их приход позволил легализовать рынок, а положения, перечисленные федерацией автомобилистов – абсурд. Шахар Вайсер, управляющий Gett уточнил, что платформы такого типа созданы для облегчения работы таксистов, и позволяют выбирать удобный график. Вместо отработки обязательных часов (практика таксопарков), он сам определяет, когда включить приложение и выйти на работу.

Также руководитель напомнил, что помимо обработки заказа, которую оценили в «менее рубля», есть расходы на логистику, подготовку, создание клиентской базы и другие затраты. Именно это делает бизнес убыточным в 9 случаях из 10.

В Uber средства инвестируют в развитие и выход обновлений. Компания делает всё для сокращения времени холостого хода, простоя, возможности эффективного планирования и увеличения количества перевозимых за смену пассажиров. Растёт общая клиентская база – увеличивается количество заказов для конечного исполнителя.

Представитель сервиса Яндекс.Такси сообщает, что комиссию за заказы берут с таксомоторных парков. Она составляет в настоящий момент 11% для Москвы и 9% для Санкт-Петербурга (без учёта НДС). При этом таксопарки больше не тратят собственные деньги деньги на оплату труда диспетчеров Call-центров, не вкладывают деньги в рекламу и продвижение. Если условия по каким-либо причинам перестают устраивать, договор со службой агрегации заказов всегда можно разорвать без каких-либо существенных ущербов. Все достаточно честно, прозрачно и удобно.

Ответственность за перевозку несёт таксопарк, в котором водитель арендует машину или сам человек за рулём, если транспортное средство принадлежит ему. Здесь также всё вполне логично и законно.

А сколько же зарабатывают агрегаторы на самом деле? Четыре года назад журналисты проверили доходы и расходы всех основных игроков рынка. Вышло, что многие из них зарегистрированы за пределами России. К примеру, компанией под названием «Геттакси Рус» владеет некая фирма, зарегистрированная в кипрском офшоре, прибыль которой едва превышает выручку. С остальными тоже не всё понятно. Если верить официальным цифрам, международные компании такого уровня на территории всей Российской Федерации зарабатывают копейки, вкладывая до 90% своих доходов в развитие сервиса и инфраструктуры бизнеса.

Новости