Мигранты из Кыргызстана. Ситуация в Москве во время карантина
Мигранты из Кыргызстана. Ситуация в Москве во время карантина
Сейчас в России только по предварительной оценке находится до 12 миллионов трудовых мигрантов. Из них около 2,5 млн. человек работают официально, регистрируются, имеют патенты на ведение трудовой деятельности. С введением строгих карантинных мер в стране количество таких людей снизилось. Сейчас их до 8 миллионов. Остальные вернулись на родину, и ждут, когда ситуация изменится, и они смогут вернуться на рабочие места.
О том, как обстоят дела с оставшимися в стране, рассказал эксперт – руководитель российской Федерации мигрантов Вадим Коженов. Эта организация защищает интересы различных диаспор, чьи представители постоянно или временно проживают в российских городах. Речь идёт о социальной помощи и адаптации, а также поддержке миграционной службы в сфере борьбы с нелегалами.
Скука, безработица, криминал. Что ждёт кыргызов во время и после карантина
Коженов убеждён, что единственным разумным решением для всех станет возвращение безработных мигрантов на родину в Кыргызстан. Однако для этого требуется волевое решение властей. Они должны обратиться к главам дружественных соседних государств с просьбой принять назад своих граждан, обеспечив им условия существования.
Вряд ли кого-то удивит факт, что в России миграционные проблемы были сложными и почти не решаемыми задолго до пандемии. Однако раньше мигранты были трудоустроены, и имели средства к существованию. У них было жильё, пища, минимальные возможности для помощи родственникам, оставшимся дома. Сейчас же люди, которых в народе прозвали гастарбайтерами, могут оказаться на улице.
Что по статистике?
Статистические данные только по Москве и области показывают, что в регионе находится до 3 миллионов мигрантов. В СМИ часто называют цифру до 5 миллионов, но это явное преувеличение. Не стоит путать людей, приехавших сюда жить, с временными гостями, цель которых – заработать и уехать домой.
Кому-то может показаться, что в столице есть места массового сосредоточения мигрантов. Но на деле нет каких-то районов или «гетто», как в других мегаполисах. Да, люди могут собираться на рынках, но они на время карантина были закрыты. Единственное исключение – «Фудс-Сити».
Чем заняты мигранты во время самоизоляции?
Есть несколько сфер, в которых они востребованы. Это в первую очередь такси, приготовление пищи, доставка товаров из интернет-магазинов и кафе, которые сейчас не могут принимать клиентов в помещениях. Однако сфера общепита значительно просела. Люди всё чаще предпочитают готовить дома еду из магазина, а вот ресторанный бизнес терпит убытки. Вместе с ним – задействованные в этой сфере граждане других стран. Пока работа есть в сфере таксомоторных перевозок.
Намного хуже дела обстоят в строительстве. Если сейчас остановятся стройки, не избежать коллапса. Ведь на них сейчас задействованы тысячи иностранцев. Власти должны понимать, что закрыв на карантин такие объекты, они обрекут страну на катастрофу.
О медицинских вопросах
Мигранты оформляют полис ОМС уже при пересечении границы с Россией. То есть, они могут совершенно законно обращаться за медицинской помощью по месту регистрации. Те, кто работает с патентом, также обязательно оформляют страховку. За это несёт ответственность не только сам мигрант, но и его работодатель. Если речь идёт о гражданах государств, с которыми действует визовый режим, здесь полис проверяется ещё более строго. Поэтому, если мигрант заразился, то получает всеобъемлющую помощь, включая госпитализацию.
О контактах с лидерами и представителями диаспор
Если раньше существовало мнение о том, что нужно общаться с главами диаспор, то сейчас приходится выходить на контакт с простыми людьми. Организованные общины, которые прошли регистрацию и действуют на правах общественных организаций, это памирцы, курды и армяне. Однако ни одна из этих групп не является многочисленной. Крупные группы, это таджики, киргизы и узбеки, ежегодно приезжающие в Москву и регионы на заработки. У них нет явных лидеров, которых бы слушались все. По сути, именно Федерация мигрантов является единственной организацией, которая их объединяет.
Когда закончатся деньги?
Традиционно Кыргызы отправляют значительную часть заработка домой. Поэтому у них нет значительных накоплений. Пережить карантин без денег на жильё и еду невозможно.
Федерация развозит гуманитарную помощь, и оценивает масштабы катастрофы. Более 500 семей остались без средств, и находились на грани голода. Обращение к властям уже сделано. Президент также призывает оказывать поддержку нуждающимся. И речь, как известно, не идёт о раздаче денег всем. Необходима адресная помощь.
Столичным мигрантам, работающих в московском такси традиционно чуть легче. У них обычно есть хоть какие-то сбережения. Да и зарплаты выше, чем по регионам. Однако отложенные деньги однажды тоже закончатся. Сколько времени у страны до этого момента? Неделя, возможно, две. Возникает закономерный вопрос: что делать?
- Возобновить авиасообщение для возвращения людей на родину.
- Помочь материально тем, кто не может купить билеты.
Впрочем, именно первый пункт сейчас самый важный. Большинство может одолжить на билеты у родственников. Однако закрытые границы и отменённые рейсы лишают их даже такой возможности.
Примерно 30 перелётов в сутки будет достаточно для того, чтобы снизить общую напряженность, а значит и защитить Россию от возможных проблем. Дома этим людям однозначно будет проще выжить даже во время карантина.
Но сможет ли власть набраться смелости, чтобы попросить коллег по СНГ забрать своих граждан?
Трудоустройство, как действенная мера
Следующая мера, это создание дополнительных рабочих мест на этот период. Кто-то сейчас ругает московские власти за бордюры, однако никто не задумывается, что такие решения позволяют задействовать трудовых мигрантов, выплачивая им регулярную зарплату. Более того, количество таких проектов нужно увеличивать.
Сколько сейчас в стране плохих дорог? Аварийных объектов, нуждающихся в ремонте? Безработные строители и дорожные работники сейчас могут быстро решить проблемы, которые оставались в стороне десятилетиями. При этом сейчас им не будет мешать транспорт. Следовательно, речь не идёт о пробках. Деньги на такие работы есть в бюджетах. Почему бы не потратить их на трудоустройство Кыргызстанцев, застрявших в России во время карантина.
Сложнее всего сейчас гражданам Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Та же афганская диаспора имеет возможности для помощи своим. Там подобные ситуации просто не возникают.
Да, рано или поздно придётся раздавать продукты. Сейчас власти активно обсуждают вопрос, но пока не озвучивают решений. Причина ясна – не хотят недовольства населения. Ведь местным жителям тоже нужна помощь. Раньше мигрант мог пойти в мечеть за помощью, но сейчас храмы закрыты.
Анализ ситуации показывает риски резкого роста преступности. Голодные и злые люди будут отнимать еду у супермаркетов, грабить магазины. Остановить это можно только в том случае, если меры примут уже сейчас. Иначе страна погрузится в новые девяностые.
Причём проблема не исчезнет после снятия ограничений. Часть бизнеса уже не восстановится. Это рестораны, сфера развлечений, магазины. Это значит, что часть людей останется без работы с вероятностью 100%. Это ещё оптимистические прогнозы.