Как живут мигранты в Москве. Исследование социологов
Как живут мигранты в Москве. Исследование социологов
Ежегодно в столицу России приезжают тысячи граждан соседних государств. Они работают в самых разных сферах, от уборки территорий и доставки пиццы, до IT-компаний. За годы постсоветского периода в Россию временно или на постоянное жительство приезжали миллионы жителей Киргизии, Таджикистана и других стран среднеазиатского региона. Кто-то оставался навсегда, другие воспринимали страну, исключительно в качестве места временной подработки.
Со временем культурно-социальный феномен жизни этих людей, их социализация в российском обществе, заинтересовали учёных. В частности, РАНХиГС, где сейчас действует отдельная группа, занимающаяся изучением миграции и этничности. Исследование проводилось в течение нескольких лет. Опрашивалось большое количество людей, чтобы составить максимально полную картину явления трудовой миграции, и связанных с ней социокультурных и иных нюансов.
Первого марта в одном из филиалов Музея Москвы проводили выставку «Дорогие москвичи и гости столицы». Среди прочего, посетителям рассказывали о трудовых мигрантах, их быте, особенностях культуры и мировосприятия. А также о том, как помогают власти мегаполисов в интеграции таких граждан. Ведь многие из них приезжают из отдалённых населенных пунктов, где совершенно иной культурный код, свои традиции и особенности общения людей.
Среди кураторов мероприятия были Евгений Варшавер, Наталия Иванова и кандидат наук по социологии, сотрудник РАНХиГС Анна Рочева. Именно она рассказала журналистам о самых интересных моментах из жизни трудовых мигрантов, приезжающих в Москву.
Портрет мигранта. Кто все эти люди?
Больше всего людей приезжает из стран Средней Азии. Тройку лидеров по миграции в РФ составляют Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Киргизам и казахам в этом плане проще. Ведь их государства входят в ЕАЭС, что облегчает вопросы проживания и поиска легальной работы в российских городах.
Едут люди как по одиночке, так и семьями. Иногда это муж, жена и дети. В других случаях с собой могут взять брата, дядю, племянника. Нередко они объединяются в бригады. Работа такого семейного подряда получается эффективной, так как люди хорошо друг друга понимают. Со временем они могут позвать на заработки соседей, друзей с родины. Помогают им с жильём и оформлением бумаг.
По статистике мужчины едут чаще, чем женщины. Однако женская миграция варьируется не только от страны к стране, но даже в зависимости от региона. Например, из Кыргызстана около 40% всего потока мигрантов составляют женщины трудоспособного возраста, а вот казашки и узбечки составляют не более 20% от общего количества граждан этих стран, едущих в РФ. Не всегда это жёны, едущие за мужьями. Нередко приезжают молодые незамужние женщины, вдовы, разведённые. Они едут в поисках условий для достойной жизни, а иногда и для помощи несовершеннолетним детям, оставшимся на попечении родни.
Молодые люди и девушки из Киргизии едут в Москву по разным причинам. Малообеспеченные, в первую очередь – ради денег, чтобы помочь семье. Те, кто жил в развитых крупных городах, и не испытывал нужды, обычно просто хочет переехать в мегаполис. Приезжают и на учёбу в российских ВУЗах. В основном, это люди из более благополучной северной части Кыргызстана.
Если раньше много людей приезжали в Россию из Закавказья, то сейчас там стало спокойнее, чем в суровые 90-е, и поток существенно снизился. Соседние Молдова и Украина более заинтересованы в переезде в Евросоюз.
Потому, среди многочисленных приезжих большинство составляют именно выходцы из Средней Азии. Многие из них на родине жили в сёлах. Поведение таких людей отличается от манер горожан. Даже одеваются они иначе. Особые манеры поведения таких людей в социологии называют термином габитус.
В большинстве случаев сельчане, едущие в Россию, не имеют востребованных профессий. Они берутся за любую работу, и зарабатывают только на проживание и еду. Соответственно, не могут позволить себе хорошо одеваться, заниматься саморазвитием, посещать культурные заведения.
Эффект отбора
Сорваться с насиженных мест бывает непросто. Особенно, если у тебя дома остаётся семья и маленькие дети. Нужна определенная смелость, чтобы поехать в огромный незнакомый город, рискуя стать жертвой мошенников или попросту не найти работу, позволяющую улучшить положение. Чтобы выжить в новой среде, приходится быть умным, хитрым, учиться приспосабливаться. Это бывает непросто, учитывая, что многие мигранты плохо владеют русским языком.
Стоит признать, что в волнах миграции много людей склонных к риску. Они, как разведчики, едут первыми. Проверяют почву, обосновываются, а затем зовут родню и друзей.
Впрочем, сейчас ситуация меняется. Приехать и обустроиться стало проще. Государство контролирует трудоустройство, страхование и другие сферы жизни приезжих. Поэтому всё чаще в Москве оказывается молодёжь после колледжа или ВУЗа. Это уже стало культурной нормой. Причём, не только в Средней Азии. Так, к примеру, жители Доминканы едут в США. Люди, которые побывали в богатой и развитой Америке, пользуются на родине определенным уровнем уважения. Им даже в брак вступить проще. Существует некое негласное общественное одобрение.
Также стоит учитывать огромный разрыв в доходах между РФ и той же Киргизией. Переезд означает для большинства людей объективный прирост заработков. Можно жить на родине, едва сводя концы с концами на приличной для обывателя работе или таксовать официально в Москве, зарабатывая в несколько раз больше. Аналогично с работой в общепите, где чаевые молодого человека или девушки-официантки за неделю могут превышать среднюю киргизскую зарплату. Выбор молодёжи становится очевиден.
Кем они работают?
Складывается впечатление, что мигранты работают курьерами, таксистами, дворниками, едут на стройки. Однако так ли это? Есть ли исключения?
То, что на улице вы видите уборщиков киргизов, не означает, что из этой страны не приезжают квалифицированные специалисты. Например, когда в Кыргызстане были сокращения медиков, многие из них переехали, открыли частные медцентры в РФ, а затем нанимали своих соотечественников на работу. Создавалась целая система, в рамках которой реализовалась программа трудоустройства, привлечения клиентов, подача рекламы со скидками. Люди помогали друг другу развиваться. Если киргиз нуждался в медицинской помощи, то в таком учреждении, как минимум, не сталкивался с языковым барьером, что упрощало задачу медикам. Работал принцип «сарафанного радио». Люди рассказывали друг другу о том, где найти такое заведение, какие у него преимущества для пациентов.
Однако для того, чтобы открыть подобный центр и работать в нём по специальности, необходимо пройти непростую процедуру подтверждения диплома. Получается не у всех, а попытки обойти законы и правила могут обернуться крупными штрафами и более серьёзными санкциями со стороны контролирующих органов.
О холодильнике мигранта или «ода Дошираку»
Часто можно увидеть ставшую привычной картину – работники какой-то строительной или коммунальной организации везут тележки с хлебом, майонезом и лапшой быстрого приготовления. Кажется, что этот набор стал привычной нормой для них. Особенно, это касается строительных бригад. Разнообразие потребительской корзины минимальное. Там есть продукты, которые не нужно долго готовить, чай, специи, реже – крупы или макаронные изделия.
Часто москвичи шутят про плов. Но это блюдо с овощами и зирой многие мигранты готовят по праздникам или по иному важному поводу. Овощи, фрукты, другие источники витаминов и минералов – редкость. Приготовление плова, это особый ритуал. Люди собираются вместе, общаются. В этот момент забываются бытовые и рабочие конфликты.
Не стоит думать, что люди не разбираются в еде или им всё равно, чем питаться. Просто между чревоугодием и экономией для материальной помощи близким, рабочие обычно выбирают второе. Чем больше сохранишь денег, тем быстрее сыграешь свадьбу, сделаешь ремонт, достроишь дом или оплатишь учёбу сыну. Всё предельно просто.
Нормальное явление, когда мигранты отправляют транспортной компанией домой холодильник, набитый продуктами, которые не портятся и разными сувенирами. Причём, холодильник, чаще всего, рабочий. Так что его ещё и по назначению можно использовать. Такой агрегат был и на выставке, о которой мы писали выше. В нём, помимо прочего, даже стоял электрочайник.
Домой отправляют что угодно, от стройматериалов, вынесенных с работы, а иногда и честно полученных в качестве части оплаты, и заканчивая сладостями и предметами гигиены. Как-то так сложилось, что те же шампуни или гели для душа, привозимые в Кыргызстан, это китайская дешёвая продукция. В супермаркетах России всё намного качественнее, прошло контроль. Так что проще закупиться в каком-нибудь магазине рядом с работой и послать домой посылку.
Немного об отдыхе. Где бывают мигранты
Приезжая в Москву и другие города России, жители стран Средней Азии большую часть времени тратят на работу. Зачастую они живут, ночуют прямо на рабочем месте, тратя на сон и отдых всего несколько часов в сутки, чтобы быстрее справиться с задачей. По статистике часов отдыха у россиян больше, чем у иностранцев. При этом мигрант часто работает на самой низкой ставке.
Спасает то, что едут в основном молодые, сильные и энергичные мужчины. Однако им в силу возраста и любопытства, хочется не только работать, но и развлекаться, увидеть, чем же так хорош большой город, манящий ночными огнями. Но позволить себе приличный ресторан они не могут. Постепенно спрос в различных недорогих заведениях приводит к появлению кафе, баров, которые открывают выходцы из той же Киргизии для соотечественников. Иногда бывают и более специфические форматы. Например, днём там азербайджанская кухня, а вечером – киргизская. Сотрудников тоже две смены, чтобы обслуживать разных клиентов.
Приходит таксист или строитель-киргиз вечером с работы, а там уже играет знакомая музыка, за стойкой земляки, а на кухне готовят его любимые блюда. Популярность таких заведений связана с тем, что здесь, в отличие от какого-нибудь обычного московского кафе, публика не будет на тебя коситься, если прийти компанией из десяти человек и громко говорить по-киргизски. Эти места существуют ради комфорта и социальных связей. По сути, это нечто, вроде клуба по интересам, только с привязкой к национальной культуре. Такие есть у многих народов, населяющих мегаполисы, и это давно стало нормой.
Иногда бывают неожиданные встречи. Когда двое людей, не видевшиеся со школы, поздно вечером оказываются в одном заведении. Доходит до того, что можно спросить у посетителей, не знают ли они кого-то конкретного.
Интересный факт: Поиск работы у мигрантов часто осуществляется через знакомых. Сейчас они часто создают чаты и конференции, группы в соцсетях для поиска работы и доступного жилья. Женщины чаще сами ходят в поисках мест, где могут понадобиться работники. Для обзвона работодателей и связи с семьёй покупают простой и недорогой смартфон. Обычно это самые бюджетные модели, часто – б/у стоимостью не более 3000 рублей. Если в снимаемой комнате есть Wi-Fi связь с домом существенно упрощается. Звонят через мессенджеры.
Главные страхи мигрантов в России
Приезжая из соседней страны, мигрант должен пройти множество проверок различных документов, медицинскую комиссию, а также сдать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства РФ. Кроме того придётся оформить миграционную карту и пройти регистрацию. Чтобы работать, понадобится патент. Всё это требует времени, денег и соблюдения ряда правил, о которых человек может и не знать. Если речь идёт об украинцах, белорусах и молдаванах, им проще. Они легко разбираются во всём, в силу понимания языка. Когда приезжает киргиз или узбек из небольшого села, ему легко запутаться в законодательных нюансах.
Если раньше работник мог регистрироваться у своего начальника по месту работы, то теперь – только в жилых помещениях. Проверки проводят чаще и строже. Да и владельцы сдаваемого в аренду жилья не спешат помогать постояльцам с регистрацией. Так и остаются люди один на один против системы.
Проблемы возникают и с патентами. Его нужно регулярно продлевать и хранить чек об оплате. Не успел заплатить или не узнал, что цена изменилась – получаешь проблемы с законом. Дальше суд, по решению которого человека могут депортировать. Строгость наказания зависит от многих причин. Например, наличия других нарушений. Получил перед этим две административки, даже за переход не по «зебре» – отправляешься домой без права апелляции.
Кроме прочего, нужно и отпечатки пальцев сдать, и паспорт перевести на русский язык. Это уже не говоря о том, что пограничники часто сами случайно усложняют жизнь приезжающим гостям. Бывает, что они вносят базу имя или фамилию с ошибкой, что своди на нет все усилия мигранта по легализации своего пребывания в России.
Сколько мигрантов справились с требованиями?
Есть статистика по исследованию за 2016 год. На момент проведения проверок 1/10 всех приехавших не имели вообще никаких документов из тех, что требовались по закону.
Но бывали и случаи, когда само миграционное законодательство ставило палки в колёса, создавая взаимоисключающие требования. Не всегда у людей хватало времени и денег, чтобы устранить всё, что мешает для легального статуса.
Не узнал вовремя, что патент стал дороже – ты уже нелегал. Успел доплатить вовремя, но приняли оплату с задержкой – снова нарушение. Тебя не хотят регистрировать по месту жительства – рискуешь не пройти очередную проверку. Купил регистрацию где-то, но не живёшь по этому адресу – опять не по закону. Потому претензии тут не только к самим мигрантам, но и к действующим правилам. Пока закон настолько неудобен, его будут нарушать повсеместно. Причём, часто не по своей вине.
Обходные пути. Вопросы коррупции
Вряд ли кого-то удивит, что многие проблемы решаются при помощи взяток. Причём, сотрудники контролирующих организаций и полицейские, проверяющие мигрантов, часто зарабатывают не только на фактических нарушениях, но и на том, что приезжие попросту не знают прав и законов.
Полицейский говорит, что ты что-то нарушил и требует ехать в участок. Это автоматически лишает тебя возможности вовремя попасть на работу. Многие считают, что откупиться обойдётся дешевле, чем потерять место из-за прогула.
Как мигранты относятся к местному населению?
Жители Средней Азии, переезжая в ту же Москву, часто мысленно остаются дома. Они думают о том, как живёт родня, учатся дети. Обеспокоены больше положением вещей на родине. В России они просто на заработках. Если они не сталкиваются с негативным отношением к себе, то и неприязнь к россиянам у них не развивается. Для мигранта пребывание в РФ – просто выезд на заработки, не требующий построения какого-то определенного отношения к принимающей стороне. Общаются они больше на работе, чаще всего – с соотечественниками. Узбека или киргиза, приехавшего работать в Москву, мало волнует, что происходит в культурной жизни столицы, как зовут мэра или что сейчас в тренде у местных.
Форумы для мигрантов
Журналисты изучали, о чём общаются на таких ресурсах. Там можно найти обсуждение услуг связи и интернета в среднеазиатских республиках, налоги и сборы. Также люди делятся полезной информацией, касающейся оформления документов, легализации. Рассказывают о личном опыте получения патента, вида на жительство. Много говорят о нарушениях со стороны полиции.
Есть и новые направления. Например, ветки форума, посвящённые помощи в изучении иностранных языков для последующего трудоустройства в других странах. Среди перспективных вариантов – турецкий, арабский, корейский и немецкий.
Как москвичи относятся к мигрантам?
Есть отдельные случаи, когда местные жители не хотят сдавать жильё в аренду гражданам среднеазиатских республик. Доходит до того, что в объявлении пишут «для славян». Но рынок жилья огромен, и всегда есть достаточно предложений от хозяев, которым всё равно. Лишь бы исправно платили и содержали квартиру в чистоте.
Однако, если в том же Нью-Йорке есть отдельные районы китайцев, итальянские кварталы или места, где проживают в основном выходцы из Индии, то в Москве такого практически не бывает. Мигранты расселены по разным уголкам столицы, и не создают этнические районы. Да, есть отдельные места, заведения, где они собираются, но не более того.
Есть мнение, что коренные москвичи вполне нормально относятся к трудовым мигрантам. Хуже отношение у тех, кто приехал сам. В среднем же отношение жителей столицы равнодушное. Чаще всего социальные контакты с гостями пытаются наладить пенсионеры, в памяти которых ещё остались отголоски дружбы народов советской эпохи.
Диаспоры и иерархия
Если на родине есть непререкаемый авторитет старших, определенное разделение, то в Москве эти люди оторваны от лидеров и старейшин. Они предоставлены сами себе, не живут под давлением социального контроля и сплетен. Им проще затеряться и избежать подобных проблем в большом мегаполисе.
Если у других народов сложились мощные диаспоры, которые решают конфликты, отстаивают интересы этноса на конкретной территории, то у выходцев из Средней Азии такого практически не наблюдается. При этом есть небольшие группы, позволяющие, например, постоянно поддерживать связь, искать работу, если ты плохо говоришь по-русски. Но это не крупные коммуны, а такие себе островки, сосредоточенные вокруг рабочих мест или упомянутых кафе.
Часто социальные связи выходят за пределы нации. Нормальное явление, когда рабочие из разных стран объединяются, дружат, помогают друг другу. Это уже не навязанный, а естественный бытовой интернационализм. Бывают даже чаты в WhatsApp, где люди договариваются о встречах, посиделках или даже собираются где-то поиграть в футбол.
Интимные подробности
Жизнь мигрантов в столице – тема большая, сложная и требующая всестороннего изучения. Одна из самых закрытых тем, это сексуальная жизнь мигрантов, приезжающих в Москву. Информации об этом мало, и она весьма разрозненная и противоречивая.
Например, есть небольшая статистика, в рамках которой таджикский мужчина за один сезон может иметь до трёх сексуальных партнёрш, а вот его землячка столько же за всю свою жизнь. Исследований на эту тему пока мало. Сложно определить, например, с кем чаще вступают в интимные связи мужчины – с землячками или с местными жительницами. Причины ясны – девушки не спешат делиться подобной информацией.